ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА ДОУ
1. Психологическая диагностика
Цель:
получение информации об уровне психического развития детей, выявление
индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного
процесса.
Выбор
инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом
самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга
решаемых развивающих задач.
Обязательно:
•
Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня
психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития
ребенка.
•
Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня
психического развития для организации и координации работы в подготовительной
группе.
•
Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума
(ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.
•
Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной
группы.
Дополнительно:
•
По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям
психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского,
педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации
проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
2. Психологическая профилактика
Цель:
предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников
воспитательно-образовательного процесса.
В
связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными
проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в
рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике
и интеграции этих детей в социум.
Обязательно:
•
Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов,
родителей) к условиям новой социальной среды:
-
анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих
детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей
группы риска, требующих повышенного внимания психолога;
-
групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
-
информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью
оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
•
Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка
совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей
ситуации.
Дополнительно:
•
Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей.
•
Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.
•
Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.
При
введении новшеств в ДОУ психолог может выступать помощником администрации в
планировании, организации и преодолении психологического сопротивления
инновациям.
3. Коррекционная и развивающая работа.
Цель:
создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция
отклонений психического развития.
Если
в коррекционной работе психолог имеет определенный эталон психического
развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он
ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в
которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития.
Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического.
Коррекционную
и развивающую работу рекомендуется планировать и вести с учетом приоритетных
направлений и особенностей конкретного ДОУ, специфики детского кол-лектива,
отдельного ребенка.
Педагог-психолог
ДОУ осуществляет коррекционную и развивающую работу в пределах своей
профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень
психического развития, соответствующий возрастной норме. Развитие ребенка в
пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в
познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой и т. п.
сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы психолога.
Важно помнить, что в том случае, если отклонения выражены в значительной
степени, ребенка необходимо направить на консультацию к специалистам
психолого-медико-педагогической комиссии или в психолого-педагогические и
медико-социальные центры. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с
данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии, с участием психологов, дефектологов,
лечащего врача и других специалистов.
Обязательно:
•
Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе
консультирования.
•
Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с
целью формирования учебно–важных качеств (с учетом полученных диагностических
данных старшей группы).
Дополнительно:
•
Проведение занятий с детьми других возрастных групп.
•
При изменении статуса учреждения, программы развития, образовательной программы
учреждения (выборе комплексной программы) - участие в экспертной оценке
проектируемой социально-образовательной среды.
4. Психологическое консультирование
Цель:
оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и
оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной
программы воспитания и развития.
Психологическое
консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем,
с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ.
Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную
проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика
проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной
компетентности педагога-психолога ДОУ. В случае необходимости, педагог-психолог
ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах
психолого-педагогической и медико-социальной помощи Ярославской области.
Обязательно:
•
Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией
воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.
Дополнительно:
•
Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и
родителей.
•
Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью
личностного и профессионального роста.
5.
Психологическое просвещение и обучение
Цель:
создание условий для повышения психологической компетентности педагогов,
администрации ДОУ и родителей, а именно:
-
актуализация и систематизация имеющихся знаний;
-
повышение уровня психологических знаний;
-
включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое
просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии.
Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного
ДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности
педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.
Обязательно:
•
Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов
(возможная тематика – см. «Примерный перечень»).
•
Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме
родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике
возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей (возможная
тематика – см. «Примерный перечень»).
Дополнительно:
•
Создание информационных уголков по типу «Советы психолога».
Каждое
из названных направлений должно строиться с учетом возрастных возможностей
детей, ведущего вида деятельности и, по возможности, опираться на игровые
технологии и приемы.
Примерный
перечень тем для психологического просвещения
Педагоги
1.
Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы.
2.
Закономерности развития детского коллектива.
3.
Особенности работы педагога с проблемными детьми.
4.
Стили педагогического общения.
5.
Психологические основы работы с семьей.
Родители
1.
Адаптация ребенка к ДОУ.
2.
Кризисы 3-х лет и 6-7 лет.
3.
Наиболее типичные ошибки семейного воспитания.
4.
Профилактика неблагоприятного развития личности ребенка: инфантилизма, демонстративности,
вербализма, ухода от деятельности и прочее.
5.
Воспитание произвольности поведения и управляемости.
6.
Психологическая готовность к обучению.
7.
Половое воспитание и развитие.