Как
подготовить ребенка к поступлению в детский сад?
Полезные
советы, рекомендации для родителей:
1.
Убедитесь в том, что детский сад необходим для вашей семьи именно в ближайшее
время, поскольку колебания родителей передаются детям.
2.
Необходимо приблизить режим дня в домашних условиях к режиму дошкольного
учреждения
3.
Приучать детей есть разнообразные блюда, ежедневно употреблять супы, каши,
придерживаться меню детского сада.
4.
Необходимо формировать у ребенка навыки самостоятельности.
5.
Отправлять ребенка в д/с необходимо только при условии, что он здоров, т.к.
различные заболевания осложняют адаптацию ребенка к ДОУ,
6.
Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте детские
парки, площадки, берите с собой в гости. Наблюдайте, как он себя ведет: легко
находит общий язык с окружающими, хочет общаться или, наоборот, замкнут, застенчив,
робок, конфликтен в общении.
7.
Готовьте ребенка к временным разлукам с близкими людьми, внушайте ему, что он
уже большой и должен обязательно ходить в детский сад.
8.
Заранее познакомьте ребенка с воспитателями.
9.
Не отдавайте ребенка в детский сад в период кризиса.
Адаптационный период
Детский
сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного
общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без
проблем. Большинство из них реагирует на детский сад плачем. Одни легко входят
в группу, но плачут вечером дома, капризничают и плачут перед входом в группу.
Адаптационные
процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того,
насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат -
спокойный ребенок, с удовольствием посещающий дошкольное образовательное
учреждение.
Ребенок
Детям
любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни все меняется
кардинальным образом. В привычный, сложившийся жизненный уклад ребенка в
буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:
•
четкий режим дня;
•
отсутствие родных рядом;
•
длительный контакт со сверстниками;
• необходимость
слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;
•
резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;
•
особенности нового пространственно-предметного окружения.
Адаптация
ребенка к детскому саду сопровождается различными негативными физиологическими
и психологическими изменениями.
Адаптирующегося ребенка отличает:
•
преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха;
•
нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;
•
утрата навыков самообслуживания;
•
нарушение сна;
•
снижение аппетита;
•
регрессия речи;
•
изменения в двигательной активности, которая либо падает до заторможенного
состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности;
•
снижение иммунитета и многочисленные заболевания (последствия стрессовой
ситуации).
Родители
Родители
отдают своего ребенка в детский сад по разным причинам. Но даже если это
решение не связано с серьезными жизненными потребностями семьи (например,
обязательный выход матери на работу), оно поселяет чувство тревоги практически
в каждом близком ребенку человеке. Именно тревоги, а не безграничной радости и
успокоенности. И чем ближе день, когда малыш переступит порог детского сада,
тем все чаще дают о себе знать следующие проявления:
•
в памяти всплывают эпизоды личного опыта посещения детского сада (причем в
первую очередь, как правило, отрицательные);
•
начинается «маркетинг в песочнице» (разговоры с гуляющими мамами на детской
площадке все время крутятся вокруг вопросов: «А вы ходите в детский сад? И как
там?»);
•
обостряется внимание к привычкам и навыкам ребенка, причем не только к культурно-гигиеническим
(умение пользоваться туалетом, мыть руки и лицо, есть и пить, раздеваться и
одеваться и пр.), но и к поведенческим (как общается с другими детьми, как
слушает и выполняет просьбы взрослых и пр.);
•
в общении с ребенком и друг с другом появляются слова «детский сад» и «воспитательница»
(Вот пойдешь в детский сад... Что скажет воспитательница, если увидит
такое...).
И
вот малыш в детском саду. Начинается непростой период адаптации к новым условиям
жизни.
Адаптирующегося родителя отличает:
• повышенная
тревожность;
• обостренное
чувство жалости к ребенку и к себе;
•
преобладание интереса ко всему, что связано с обеспечением жизнедеятельности
ребенка (еда, сон, туалет);
•
повышенное внимание к педагогам (от усиленного контроля до заискивания);
• многословность
(задает много вопросов, интересуется подробностями и деталями из прожитого
ребенком дня).
Педагог
Набирая
новую группу, каждый педагог (особенно если у него есть опыт работы) знает, что
этот процесс никогда не бывает одинаковым. Важно не только узнать и понять каждого
ребенка, но и научить его жить в коллективе. А за каждым ребенком стоят его
близкие, с которыми тоже необходимо наладить контакт, выстроить взаимоотношения
на основе понимания, уважения и сотрудничества. В общем, педагоги, так же как и
другие участники жизни группы детского сада, встают перед неизбежностью
адаптационного процесса.
Воспитатель
знает, что теоретические знания, накопленные методы и приемы успешной адаптации
детей к условиям детского сада не всегда срабатывают по отношению к новому
ребенку и его родителям. А значит, впереди напряженный, всегда связанный с
поиском этап работы, название которому - адаптация.
Адаптирующегося педагога отличает:
•
чувство внутреннего напряжения, которое приводит к быстрой физической и
психологической утомляемости;
•
повышенная эмоциональность.
Сколько
это будет длиться?! Или когда наступит конец адаптации?
Выделяют
три степени адаптации:
•
легкую (15-30 дней);
• среднюю
(30-60 дней);
•
тяжелую (от 2 до 6 месяцев).
По
статистике, большинство детей, поступивших в дошкольное образовательное
учреждение (ДОУ), переживают среднюю или тяжелую адаптацию.
Концом
периода адаптации принято считать момент, когда на смену отрицательным эмоциям
приходят положительные и восстанавливаются регрессирующие функции. Это
означает, что:
•
при утреннем расставании ребенок не плачет и с желанием идет в группу;
•
ребенок все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его
просьбы, следует режимным моментам;
•
малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые игрушки;
•
ребенок вспоминает забытые навыки самообслуживания; более того, у него появляются
новые достижения, которым он научился в саду;
• восстановилась
речь и нормальная (характерная для конкретного ребенка) двигательная активность
дома, а затем и в детском саду;
•
нормализуется сон как в детском саду, так и дома;
•
восстанавливается аппетит.
Адаптация
- это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой
обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным
пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходится
приспосабливаться.
Как
протекает адаптационный период? Для начала нужно отметить, что каждый ребенок
индивидуально проживает этот нелегкий
период. Одни привыкают быстро – за 2 недели, другие дети дольше – 2 месяца,
некоторые не могут привыкнуть в течение года.
На
то, как будет протекать процесс адаптации влияют следующие факторы:
1.
Возраст;
2.
Состояние здоровья;
3.
Уровень развития навыков самообслуживания;
4.
Умение общаться со взрослыми и сверстниками;
5.
Сформированность предметной и игровой деятельности;
6.
Приближенность домашнего режима к режиму детского сада;
С
какими трудностями приходится сталкиваться малышу?
Во-первых,
надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со
сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает
для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет
потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники
этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.
Во-вторых,
дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями
общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из
причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и
ситуаций в яслях приводит тому, что ребенок становится более возбудимым,
ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные
силы организма.
В-третьих, дети раннего возраста эмоционально
привязаны к матерям. Мама для них – безопасный проводник на пути познания мира.
Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку
сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка,
особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.
В-четвертых,
дома к ребенку не предъявляют требований к самостоятельности: мама может и с
ложечки покормить, оденет и игрушки уберет на место. Придя в детский сад,
ребенок сталкивается с необходимостью делать некоторые вещи самостоятельно:
одеваться, есть ложкой, проситься и ходить на горшок и т.д. Если у ребенка не
развиты культурно-гигиенические навыки, то привыкание идет болезненно,
поскольку его потребность в постоянной опеке взрослого не будет удовлетворена
полностью.
И
последнее, дольше привыкают дети, у которых сохранились вредные привычки:
сосать соску, ходить с подгузниками, пить из бутылки. Если избавиться от
вредных привычек до начала посещения детского сада, то адаптация ребенка
пройдет более гладко.
Существуют
определенные причины, которые вызывают слезы у ребенка:
·
Тревога, связанная со сменой обстановки. Из привычной, спокойной
домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он
перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но
чужих людей
·
Режим. Ребенку бывает сложно принять нормы и правила жизни
группы. В детском саду приучают к определенной дисциплине, а в домашних
условиях она не была так важна.
·
Психологическая неготовность ребенка к детскому саду. Эта
проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями
развития. Чаще всего это происходит, когда ребенку не хватает эмоционального
общения с мамой.
·
Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет
пребывание ребенка в детском саду.
К
моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:
-
самостоятельно садиться на стул;
-
самостоятельно пить из чашки;
-
пользоваться ложкой;
-
активно участвовать в одевании, умывании.
·
Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых
позитивных и негативных переживаний, он может переутомляться и вследствие этого
- нервничать, плакать, капризничать.
·
Неумение занять себя игрушкой.
·
Наличие у ребенка своеобразных привычек.
·
К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые
затрудняют адаптацию ребенка.
Что нельзя делать ни в коем случае
·
Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет
при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он
имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не
плакать», тоже абсолютно неэффективно. Дети этого возраста пока не умеют
держать слово. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
·
Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять
в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым,
ни безопасным.
·
Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это
может навести малыша на мысль, что сад - нехорошее место и там его окружают плохие
люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
·
Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро,
если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный
день. Пусть лучше он знает, что мама придет нескоро, чем будет ждать ее целый
день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
Способы
уменьшить стресс ребенка
·
необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон,
игры, прием пищи), соответствующий режиму ДОУ.
·
в первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше
2-х часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3
недель, учитывая желание малыша, можно оставлять на целый день.
·
каждый день необходимо спрашивать у ребенка о том, как прошел
день, какие он получил впечатления. обязательно нужно акцентировать внимание на
положительных моментах, так как именно родители такими короткими замечаниями
способны сформировать позитивное отношение к ДОУ.
·
Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним
подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие
игрушки он возьмет с собой в садик, вместе решить, какую одежду он наденет
утром.
·
В выходные дни придерживаться режима дня, принятого в ДОУ,
повторять все виды деятельности.
·
Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически
отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о
том, как много интересного его ждет там.
Отдавая
ребенка в ДОУ, родители могут столкнуться с трудностями:
·
в первую очередь, это неготовность родителей к негативной
реакции ребенка на ДОУ. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка,
растеряны, ведь дома он охотно соглашается идти в детский сад. Плаксивость –
нормальное состояние дошкольника в период адаптации. При терпеливом отношении
взрослых она может пройти сама собой.
·
частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребенка
за слезы. Это не выход из ситуации.
·
ребенок может привыкать к садику 2-3 месяца.
·
сами родители должны психологически быть готовы к посещению
ребенком ДОУ. Спокойно относится к шишкам и синякам.
·
Рекомендуется:
·
как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его
жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так же
рядом.
·
когда ребенок начинает весело говорить о садике, пересказывать
события случившиеся за день - верный знак того, что он освоился.
Сколько
по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что
все дети проходят его по-разному. Но
привыкание к ДОУ – это также и тест для родителей, показатель того, насколько
они готовы поддержать ребенка, насколько готовы помогать ему преодолевать
трудности.
Как помочь ребенку снять эмоциональное и мышечное напряжение?
·
В период адаптации к детскому саду ребенок испытывает сильный
стресс. И чем интенсивнее напряжение переживает ребенок, тем дольше длится
период адаптации. Организм ребенка еще не способен справляться с сильными
потрясениями, поэтому ему необходимо помочь снять напряжение, накопившееся за
время пребывания в детском саду.
·
Почти всем детям хорошо помогают справиться с дневным напряжением
— игры на воде: наберите в ванну немного теплой воды, включите теплый высокий
душ. Вся накипь дня — усталость, раздражение, напряжение – уйдет, «стечет» с
малыша. Игры в воде подчиняются одному общему правилу – они должны быть
нешумными, спокойными.
·
Можно пускать мыльные пузыри, играть с губками (смотреть, как
они впитывают и отдают воду, устроить ребенку «дождик» из губки, превратить их
в кораблики или дельфинов), строить из мягкой мозаики красочные картины, просто
дать две-три баночки, — и пусть переливает водичку туда-сюда. Вид и звук
льющейся воды действует умиротворяющее, — через15-20 минут ребенок будет
спокоен.
·
Постарайтесь, чтобы малыш как можно больше времени находился на
свежем воздухе (если позволяет время). Гуляя вместе с ним, вы получите
идеальную возможность поговорить с сыном или дочкой, обсудить события дня. Если
произошло что-то неприятное или
тревожащее малыша, надо обсудить с ним это сразу, не допуская, чтобы это давило
на него целый вечер.
·
Попробуйте исключить телевизор из вечерних развлечений малыша.
Мерцание экрана только усилит раздражение и нагрузку на уставший мозг.
Исключение можно сделать для передачи «Спокойной ночи, малыши!» или для
любимого тихого мультфильма, — эти передачи идут в одно и то же время и могут
стать частью «ритуала» отхода ко сну. Перед сном можно сделать малышу
расслабляющий массаж, прослушать вместе тихую мелодичную музыку, кассету с
записями шума моря или звуков дождя, почитать сказку.
·
Каким бы замечательным не был детский сад, какие бы
профессионалы в нем не работали, никто не поможет вашему ребенку лучше, чем вы.
Если малыш будет твердо знать, что в конце шумного дня его ждет «тихая
пристань», восемь часов в садике не покажутся ему такой оглушающей вечностью, и
стресс отступит!